Праздник — день торжества, установленный в честь или в память
кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в
память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День
радости и торжества. День игр и развлечений.[1]
Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни),
выходные и праздники. Повседневность — это череда практик, повторяющихся
изо дня в день. Выходные — это регулярные перерывы в беге
повседневности. Повседневность и выходные имеют тенденцию к рутинизации.
Чаще всего основным содержанием повседневности является труд. В
выходные же преобладает свободное время. В это свободное время может
меняться график и содержание питания, индивид может сам выбирать свое
окружение. Считается, что в выходные человек должен восстанавливать свои
силы после рабочих будней.
Праздник является особым элементом в структуре социального времени.
Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной
общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.
Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного
праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных
полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу.
В общем, сплотить ту или иную социальную общность.
Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг
официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней:
организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда
государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают
застолья. В случае первого уровня праздник просто становится
дополнительным выходным.
Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства.
Праздники используются и бизнесом, преследующим ту же цель, что и
государство: сплотить потребителей вокруг своей марки. (например,
праздник Пива)
Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.
Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается
в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование
общества потребления превращает бизнес в ключевого участника
праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга.
К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека. Драматургия праздника
Праздник включает в себя два ключевых элемента:
1. социоструктурный (организационный) компонент, состоящий из
формирования набора статусных позиций, полей, определения форм связи
между ними.
2. поведение людей, занимающих позиции в пространстве праздника.
Первая структурная предпосылка праздника — разрыв повседневности. Для этого требуется власть над социальным временем.
Структура праздника характеризуется ярко выраженной драматургией.
Основное содержание праздника диктуется культурной программой
социокультурного поля, часто национального уровня.
Общая матрица драматургического анализа:
Название праздника. Жанр. То есть то, какой это праздник (ироничный, серьезный, …)
Масштаб празднующего сообщества. То есть это может быть семейная пара, а может быть религиозное сообщество.
Сценарий. Это схема проведения того или иного праздника. Это
может быть план, который накануне придумал человек, который устраивает
праздник (например, именинник), а может быть традиция празднования
праздника.
Режиссура. То есть активное участие того, кто координирует ход праздника.
Отбор участников. То есть это те, кто будет играть в спектакле под названием «праздник».
Стимуляция праздничной игры. То есть наркотики, алкоголь, секс, музыка, то с помощью чего люди поддерживают праздничное настроение.
Праздничные костюмы. Человек подчеркивает свое участие в празднике праздничной одеждой.
Декорации. Эта часть праздника, как и костюм подчеркивает отличие праздника от повседневности.
Игра участников. Праздник предполагает эмоциональную работу.
Участники праздника должны демонстрировать хорошее настроение и
праздничный настрой. Если этого нет, то праздник превращается в фарс и
перестает быть праздником для его участников.
Календарное принуждение. Праздник вытекает из ключевых характеристик социокультурного поля. Это поле принуждает людей праздновать
|